ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ, РОССИИ, ЛАТВИИ
Аннотация
В условиях возрастающей сложности задач, поставленных перед современной школой, все
большее значение приобретает профессиональное самосознание учителя. Развитие исследований по
профессиональной идентичности учителей связано с наблюдающимся сейчас поворотом к личности
педагога и заботой о его интересах и благополучии. В статье представлены результаты международ-
ного исследования «Профессиональная идентичность учителя», в котором участвовали школьные
педагоги Латвии, России (Смоленская область) и Беларуси (Гомельская область), в общей сложности
537 человек. Сделаны выводы о сформированности профессиональной идентичности по националь-
ным группам учителей и в зависимости от типа школы (городская/сельская). Полученные результа-
ты актуализируют проведение дальнейшей исследовательской работы и разработку программы пси-
хологического сопровождения учителей школ.
Литература
Kolesov D.V. Antinomii prirody cheloveka i psihologiya razlichiya (K probleme identifikacii i identichnosti,
identichnosti i tolerantnosti). Mir psihologii. 2004. №3.S.9-19.
Krasova E. YU.Social'no-professional'nye harakteristiki uchitel'stva (sociologicheskij ana-liz). RELGA.
№4 (222). [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.
woa/wa/Main?textid=2852&level1=main&level2=articles (data obrashcheniya: 23.05.2018).
SHnejder L.B. Professional'naya identichnost'. Monografiya. M.: MOSU, 2001. 256 s.
SHpona A., Vidnere M., Ermolaeva E. Sushchnost' i struktura professional'noj identichnosti pe-dagoga .
Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1(29). S. 375-381.
EHrikson EH. Identichnost': yunost' i krizis.M.: Flinta, 2006. 339 s.
Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Reconsidering Research on Teachers’ Professional Identity . Teaching
and Teacher Education. 2004. Vol. 20.P. 107–128.
Statistika par izglītību(2017). Rīga: IZM [Ehlektronny jresurs]. – Retrieved 23.05.2018 from: